ВОСКОВАЯ МОЛЬ
и другие продукты пчеловодства
Россия и Казахстан Бесплатно Россия
8 913 598 00 61 8 800 333 19 24
 
МЕНЮ САЙТА

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС
Ваше имя:
Ваш e-mail*:
Текст письма *:
Код безопасности*:
(результат вычисления)

ВХОД НА САЙТ

СТАТИСТИКА

Главная » Файлы » Мои файлы

МЕД И МОЛОКО…
05.01.2010, 11:35
Одним из самых многочисленных сравнений в Библии является сравнение будущей и потом обретенной земли Израиля со страной, где «текут молоко и мед». Это сравнение проходит через тексты книг Старого и Нового Заветов. С чем оно связано? Отчего в современном выражении выдвинутый Моисеем «лозунг» - «обретение земли обетованной, где текут молоко и мед» возымел такое действие на народ, послужил его объединению? Вероятно, молоко и мед были не только красивым символом изобильной страны, но и были связаны с культовыми отправлениями, бытовавшими на рубеже II – I тысячелетия до нашей эры.

В мифах древних греков пищей младенцу Зевсу служил мед, приносимый пчелами, и молоко козы Амалфеи; вскормлен медом и сын Зевса и нимфы Офреиды – основатель города Мелиты (Фтии) Мелитий. Этот продукт послужил пищей внуку бога морей Посейдона Иаму – основателю династии иамидов; без меда не было бы бога вина и веселья Диониса, которого воспитала дочь основателя пчеловодства Аристея Макрида; не было бы бога торговли Гермеса.

Сирот царя города Эфеса Пандарея «…dскормила детей Афродита богиня сыром, сладостным красным вином и медом сладчайшим…» (Гомер, Одиссея, ХХ, 68).

Кормили младенцев медом не только боги. В обычаи ряда народов входило давать этот продукт вместе с молоком матери. У евреев новорожденному проводили по рту медовым маслом, чтобы жизнь его была хорошей и богатой (J.Kudney, L. Beliczay, 1987). У них же в период перехода ребенка в подростковый возраст – возраст бор-мицвы (в католической и протестантской церквях этому празднику идентичен обряд конфирмации) на столе обязательно присутствовал мед и разнообразные блюда с ним.

Некоторые народности Индии и Средней Азии перед кормлением младенца смазывают его уста медом. В собрании религиозных гимнов Древней Индии, сформировавшейся в Х в.до н. э. («Ригведе»), Окружающие Вселенную космические воды Апас представляют смесь меда и молока. Они целительны, охраняют здоровье, иногда отождествляются с небесной сомой – священным, дурманящим напитком, играющим важнейшую роль в обрядах жертвоприношения. Божества ветра, грома и молний в ведийской и индуистской мифологии Маруты изливают дождь, называемый медом, молоком, то же делают Дьяус – бог неба, Параджанья – бог грозовой тучи и дождя. Близок к ним по функциям древнеиранский персонаж – бог солнца, договора – Митра, который связан также с медом и обилием молока у коров (В.Н. Топоров, 1991). Эти продукты сохранили свое сакральное значение и в религии древних народов Азербайджана, Средней Азии и Ирана – зороастризме. Здесь мед и молоко не только охраняют здоровье, но и являются символом плодородия.

В буддизме, возникшем в Древней Индии в VI - V веках до н. э., по представлениям индусов, душа умершего оставляет тело после его кормления пиндой. Пинда – это шарик из вареного риса с добавлением молока, меда, масла, семян сезама (сравните с поминальной кутьей). «Кормление» предков может выполнять только мужчина, поэтому очень большое значение уделялось рождению мальчиков в семье. «Пусть родится в нашем колене – так говорят тени умерших – человек, который приносил бы нам дары в тринадцатый день луны, рис вареный в молоке, меде и масле». Женщине, желающей иметь сына, по обычаям этой страны давали пинду, предназначенную для жертвоприношения предкам. Ведь питарсы (отцы, предки) приносят жертвующему счастье и славу (Э. Б. Тайлор, 1871; К.М. Герасимова, 1990).

Прошлое всегда казалось человеку лучше настоящей действительности. Представление о том, что «старики живали лучше, веселей своих внучат», было характерно и для древних греков и римлян. Под влиянием этого сложилось представление о золотом веке. «В золотой век человечества, когда люди не умирали, реки текли молоком, струились и нектара реки, капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба…» (Овидий. Метаморфозы).

Очевидно, отголоски этого представления постепенно трансформировались в мечту о рае, вечном блаженстве праведников. «Согласно представлениям буддистов Китая, рай имеет медовые реки, золотые деревья с необыкновенными плодами, вечной музыкой, пением и блаженством…» - пишет В.Я. Сидихменов (1987). На изображении Гаутама (Будда) в его небесном воплощении Амитабхи держит в руке изящный сосуд с амритой, отождествляемой часто с сомой. Представление о рае получило наибольшее развитие в главной священной книге мусульман – Коране. Благоверных добродетельных людей ожидает после их смерти рай: «…там реки из воды непортящейся и реки из молока, вкус которого не меняется… и реки из меду очищенного…» (Коран, 47,16(15)-17). Рай – это ручьи из молока, вина и меда, текущие в мускусных руслах, в камфарных берегах, покрытых мхом и шафраном. Один из потоков рая Кайсар (Каусар) имеет воду белее снега и вкуснее меда (В. Ирвинг, 1991; Н.Б. Пиотровский, 1991).

Пророк Мухаммед при переезде из Мекки в Медину питался «…ячменным хлебом с молоком и медом». Однажды он приказал выкопать перед собой яму и в земле нашлись два кувшина: один с медом, другой с молоком. Это, по словам Мухаммеда, было знамением Неба. В видениях Пророка на седьмом небе – лотосовое дерево Седрат имеет плоды «приятнее молока и меда». В Ал-Мамуре (доме поклонения) архангелом Джабраилом (Гавриилом) Мухаммеду были предложены для утоления жажды три сосуда с вином, молоком и медом. Пророк предпочел молоко, на что Джабраил заметил: «Ты поступил хорошо, твой выбор правилен! Испей ты вино и весь народ твой сбился бы с истинного пути».

Из приведенных примеров видно, как психологически важно было иметь народу территорию, богатую молоком и медом. Только здесь могли достойно родиться и умереть люди с соблюдением необходимых обычаев, можно было продолжить традиции поминовения предков, души которых, вкушая райскую пищу, заботились бы о благополучии своих потомков. Однако благополучие потомков, живущих на бренной земле, зависело от урожая в текущем году, поэтому в конечном счете жертвы приносились неясным силам природы, ответственным за плодородие.

При раскопке древнего Ура (3000 г. до н. э.) на территории Двуречья были найдены печати с изображением культового действа в храме бога Нанны (Луны): соития царя в маске быка с жрицей, пьющей через трубку взбраженный мед из врытого в землю сосуда. Царь должен доказать, что у него достаточно сил, чтобы управлять своим народом. В Древнем Египте с этой целью заставляли фараона пробегать определенное расстояние между колонн храма. В Уре было и отдельное святилище (вероятно, его стоит рассматривать как хранилище), посвященное богу хмельного меда Лалю с привратником (И.М. Дьяконов, 1990). Сосуд для меда был помещен и у ног богини любви и распри Шавушки, что изображено на печатях (1600 – 1350 гг. до н. э.) древнего государства Малой Азии – Митанни. Сохранилось и описание обряда заклинания из этой страны: жрица покрывает землю плащом, затем, отбросив полу его, вонзает в землю кинжал жениха (царя-правителя) и льет в разрез сначала масло, а затем мед, вызывает духов (души) отца и матери владельца кинжала, передавая им просьбу последнего (Г. Вильхельм, 1992). Просьбой обычно являлась мольба о даровании благоденствия народу, плодородия в стране. Отсюда и призыв духов предков и вливание меда как жизненной субстанции в землю, способной ее оплодотворить, напоить и в то же время как принесение жертвы предкам. В Древней Греции Пану – покровителю пчеловодов, пастухов, охотников приносили среди прочих жертв молоко и мед. В Риме в честь «Великой Цереры» - богини земли возливали: «… с перебродившим вином молока замешай ты и меду…» (Вергилий, Георгики, 1, 334); Марсу преподносили пирог из ячменной муки, масла и меда. Согласно Алцифрону (II в. Н. э.)существовал обычай при взятии меда из семей пчел жертвовать первые соты богам, часть отдавать друзьям, а остальное оставлять себе (К. Томаидес, 1979). Мед и молоко приносили в жертву богам в Древней Индии.

Мед играл значительную роль в культовых отправлениях многих народов мира. Несмотря на высказывания автора «Энциклопедии Библии» Мелетинского (1898) о том, что в христианских обрядах мед не используется, так как он часто приносился в жертву языческим богам, он все-таки получил здесь также широкое распространение. Мед и молоко являются составной частью причастия в Копской (Египетской) и Эфиопской церквях. Святой Георгий, который был Папой в 590 – 604 г.г., пишет: «Благодать Святого Духа омывает нас, когда она наполняет нас медом и маслом поровну. Мед падает сверху, масло - от молока животных., так как мед является из воздуха, масло – от мяса». (В античное время и в средневековье считали, что мед является росой, эманацией звезд, падающей на землю и собираемой пчелами). Молоко и мед благословляли как дневную пищу в ряде примитивных баптистских церквей, что видно из молитвы Святого Галла, записанной в манускрипте Х в.

«Благослови, Господь, также те твои создания,
которые являются источником меда и молока.
Дай твоим слугам питье из источников воды вечной жизни,
которые являются духом правды и пищей их с этим молоком и медом,
Как твои, Господь, обещанное нашим отцом Аврааму, Исааку и Якову руководство их
к обещанным странам,
Странам, цветущим молоком и медом,
Соедини поэтому твоих слуг, Господь, в Святой Дух, как мед и молоко святое,
Которое мы можем объединить
В Иисусе Христе, нашем Господе»
(E. Grane, 1980).

Сочетанием молока и меда как причастия, восприятие сошествия Святого Духа, обеспечивающего здоровье и благоденствие, является ритуальное блюдо – пасха. Пасху готовят из спрессованной сладкой творожной массы добавлением масла, изюма, яиц, ванили в специальной конической форме – пасхальнице. В зависимости от вкуса и возможностей делали также мускатные, фисташковые, шоколадные и другие пасхи. В приготовленной пасхе сочетались молоко, творог и сахар, заменивший в последующем мед.

Христианская Пасха – это Светлое Христово Воскресенье, день памяти воскрешения распятого в пятницу Иисуса Христа (перед празднованием Песах). Высшим торжественным моментом церковной службы, посвященным этому Светлому Дню и отражающим сущность Праздника, является текст пасхального тропаря:

«Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ
И сущим во гробех
Живот даровав.
- Христос воскресе!
- Христос воскресе!»

Таким образом, христианская Пасха – день радости, торжества верующих по случаю Воскрешения Иисуса Христа, а вкушение, разговенье за праздничным столом пасхой, изготовленной из сакральных продуктов – молока и меда, несет в себе символы приобщения к бессмертию душ всех праведников в раю, доказанного воскрешением Иисуса Христа; приобщения к Святому Духу, дарующему здоровье и благополучие. Этот праздник - пожелание вечности жизни земной с ее постоянным весенним возобновлением и плодородием.

О.Ф. Гробов, журнал «Пчеловодство».

Категория: Мои файлы | Добавил: огневка
Просмотров: 4100 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

 






Россия и Казахстан Бесплатно Россия
8 913 598 00 61 8 800 333 19 24

В настоящее время заказы выполняются в течение одного - трех дней после их получения.



| Дизайн сайта - Веб-студия "К-Дизайн"